этнографический музей в москве

Образы Рф

В 1895 году Николай II издал указ об основании Российского музея правителя Александра III в Санкт-Петербурге. В составе нового музея был сотворен отдельный Этнографический отдел, посвященный культуре и быту народов Русской империи и сопредельных государств. В 1902 году правительство открыло финансирование Этнографического отдела и утвердило штаты. Заведующим стал Дмитрий Клеменц, ученый-сибировед, который в 1870–80-е годы был революционером-народовольцем и видной фигурой «хождения в люд».

Этнографический отдел получил статус музея научно-публичного, другими словами, предоставлявшего всеполноценную базу вещевых источников для исследователей и демонстрировавшего занятные экспонаты «неученой публике». Организаторы этнографического отдела считали целесообразным отступить от традиции XIX века, по которой предполагались только сбор и экспонирование старенькых предметов, не использующихся в ежедневной жизни.

Первыми экспонатами стали дары Николая II и его родственников. Королевская семья приобретала личные коллекции, которые были бы проданы за границу либо разбиты меж отдельными сборщиками. Так, была куплена богатая коллекция предметов буддийского культа, собранная князем Эспером Ухтомским, и коллекция российских древних вышивок и тканей Натальи Шабельской. Раздельно следует упомянуть предметы, подаренные императорской семье разными народами. Николай II передал музею мандалу (сакральная буддийская конструкция) в форме стилизованного буддийского храма, преподнесенную царю бакша-ламой донских калмыков Мунко Барманжиновым, дары от фамилии бухарских эмиров, казаков и народов Кавказа Александру III во время его путешествия в 1888 году.

Важным способом пополнения коллекции еще сначала века был экспедиционный. Исследователи неоднократно выезжали в поле. Фонды музея также пополнялись местными жителями (учителями, медиками, бюрократами, ремесленниками) и собирателями-любителями. К примеру, в 1913–1946 годах мастер-златокузнец Магомед Саидов из известного дагестанского села Кубачи передал музею ткани, вышивки, ювелирные декорации, керамику и маски; народный учитель Матвей Ханголов ? культовые предметы бурятского шаманизма; студент мед факультета Столичного института Миша Зандукели ? экспонаты культуры пшавов, тушинов, пролазов и аджарцев; а ссыльный Феликс Кон ? предметы вещественной культуры тувинцев и хакасов. Вообщем, сибирские ссыльные нередко становились этнографами, спецами по культурам местных народов и языковедами. Владимир Богораз, отбывавший ссылку в Среднеколымске за народовольческую деятельность, сделал фундаментальные труды по этнографии чукчей, Эдуард Пекарский предоставил музею предметы культуры якутов и эвенков, а Владимир Иохельсон в якутской ссылке собрал полевой материал для научных работ по юкагирам.

Читайте также:  поддерживающие колеса для детского велосипеда купить

Строительство отдельного строения для Этнографического музея по проекту конструктора Василия Свиньина началось в 1903 году и завершилось только в 1911-м. Внутренняя отделка залов длилась до 1916 года. В Германии были заказаны особенные герметичные витрины и дезинфекционная камера. Любопытно, что строение Этнографического отдела ? 1-ое здание в Петербурге, специально предназначенное для музейных целей. Самой «праздничной» частью музея является Мраморный зал, стенки которого облицованы олонецким мрамором из Карелии и опоясаны многофигурным горельефом «Народы Рф».

В 1923 году музей открылся для широкой публики. А через год вышло разрушительное наводнение, затопившее подвалы, в каких находилось около 100 тыщ экспонатов. Только к 1929 году вся экспозиционная площадь была освоена, и музей был опять открыт. 1934 год считается годом рождения музея как отдельного института: вот тогда Этнографический отдел Российского музея стал самостоятельным Музеем этнографии. Во время войны музей подвергся бомбардировкам, в процессе которых погибла уникальная коллекция среднеазиатских экспонатов. После семилетнего перерыва музей открыл двери в 1948 году. Тогда же он получил большие фонды упраздненного столичного Музея народов СССР и стал называться Муниципальным музеем этнографии народов СССР.

Еще в дореволюционное время, будучи закрытым для гостей, музей стал эмблемой многонациональности Русской империи, а потом и русского интернационализма. Временами в нем проходили принципиальные для страны политически обоснованные этнографические выставки. Так, в 1915 году, в связи с продвижением российских войск в Галицию, была открыта выставка, посвященная быту российского населения Галиции, Буковины и Венгрии. В 1939-м, в связи с переходом Западной Белоруссии и Западной Украины к СССР, после русской военной операции в восточных областях Польши раскрылись украинская и белорусская этнографические выставки.

В 1945-м на фоне разногласий меж СССР и Японией по поводу Курильских островов музей организовал выставку «Айны ? обитатели Курильских островов». В 1949 году была открыта выставка «Подарки дамских демократических организаций забугорных государств дамам Русского Союза». Посреди знамен, ваз, флагов и скатертей с вышитыми девизами выделялись скульптурки, изготовленные румынкой Марией Сырбу во время ее заключения в кутузке в годы диктатуры Антонеску.

Читайте также:  крепление для велосипеда на машину своими руками

К уникальным экспонатам Этнографического музея относятся такие предметы, как одежка народов Приамурья из рыбьих кож, чукотские и эскимосские дождевики из моржовых кишок, увенчанные птичьими хохолками, рубашки хантов из крапивного полотна, нанайские кумиры, облачение эвенкийского шамана, увенчанные речным жемчугом кокошники Российского Севера. В направленных на определенную тематику залах стоят истинные юрты номадов, чумы и чукотские яранги. В 1989 году был открыт потаенный фонд музея «Особенная кладовая» ? богатейшая коллекция ювелирных изделий из золота, серебра и других ценных металлов. В отдельном черном помещении экспонируются российские серьги XVI века, еврейские предметы культа XVII–XX веков, прибалтийские серебряные фибулы первой половины XX века, бытовавшие в европейских странах со времен Римской империи и сохранившиеся после христианизации исключительно в Латвии, качественные ювелирные изделия казанских татар, бухарский бархатный халатик, увенчанный 2500 жемчужин, кубачинское орудие и почти все другое.

Опубликовать в соц сетях:

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *