главой византии был патриарх константинопольский

Правительство и церковь

Формально христианская церковь За­пада и Востока числилась единой. Од­нако с распадом Западной Римской империи единство стало фиктив­ным. Обособлению содействовали не только лишь исторические особен­ности восточной церкви в вопросах исповедания и богослуже­ния, да и хорошие от Запада дела церкви с гос властью.

Византийский правитель числился главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи были вроде бы министрами священных дел и обязывались действовать во исполне­ние общегосударственных постановлений. За церковью признава­лись права самоуправления. Но церковные соборы (высший орган церковной власти) в Византии собирались только по указу василевса. Он же утверждал постановления этих соборов и принципиальные решения церковных властей. Правитель регулировал внутрицерковную жизнь, включая вопросы истолкования Священного писа­ния и даже богослужения. В церковно-политическом отношении та­кое главенство стало принятым обозначать как цезарепапизм. слияние церковной и светской высшей власти при доми­нировании страны.

До IV в. особенной иерархии церковных властей не было. Всеми делами общин либо области управлялиепископы. В восточной церкви епископы в особенности были заняты и ведением церковного хозяйства. Епископы городов, где обычно проводились церков­ные соборы либо личные церковные съезды, с течением времени получили особенный статус митрополитов. В V-VI вв. митрополиты, делая упор на учение отцов церкви, стали вроде бы верховными церковными иерар­хами; на место избрания епископов пришло их постановление мит­рополитами. Более знатные и почетаемые из иерархов называ­лись патриархами. Сначало этот титул не имел особенного зна­чения. Позже титул закрепился только для митрополитов Кон­стантинополя, Иерусалима, Антиохии и Александрии. За патриар­хами стали признаваться особенные права, в том числе и по внутрицерковному управлению и взаимодействию с муниципальными властя­ми. Константинопольский патриарх получил значение вселен­ского. этому содействовала централизаторская политика импе­раторов. С IX в. патриарх стал проводить функцию миропомазания елеем правителя, которая означала передачу и божественной вла­сти.

Читайте также:  достопримечательности италии список

Константинопольский патриарх возглавлял синод восточной цер­кви – неизменный административно-церковный совет, куда входи­ли митрополиты и архиепископы, настоятели больших монастырей и высшие церковные админы. В восточной церкви благода­ря наличию больших земляных владений и необъятному хозяйству сложилась особенная разветвленная администрация, значение которой для собственного населения тотчас превосходило муниципальную. Вы­сшую администрацию церкви представляли величавый эконом. ведавший всем хозяйством, верховный управитель монастырей, верховный смотритель свя­щенных даров. ведавший церковной утварью и священными регалиями, величавый канцлер. занимавшийся в том числе и наружными сношениями церкви, церковной дипломатией, вели­кий интендант монастырей. выполнявшие судебно-юридические функции дефенсор, протонотарий и др. К Х в. сложился и собственный административный аппарат епископий. Его возглавлял начальник секрета-канцелярии ( хартофилак ). Финансово-казначейские дела вели эконом, сакелий. Было ведомство и внутрицерковного контроля. Территориальные и цент­ральные администрации были соподчинены. Большая часть дел реша­лось в Константинополе, где под началом синода сложилась своя бюрократия, только формально имевшая церковный нрав.

Поворотным пт в истории восточной церкви стал ее официальный разрыв в 1054 г . с западной, связанный с попыт­ками римских пап вернуть значение собственной власти и в ви­зантийских владениях. Разрыв сделал восточную церковь в еще большей степени зависимой от гос власти и импе­раторской политики.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *