музей древнего египта в москве

Каирский государственный музей, Египет — видео

Размещение на карте и как добраться

Описание:

Два человека, которым мир должен созданием Каирского музея. сохранившего творения величавых мастеров древности, никогда не встречались. Какой-то из них — Мохаммед Али. правитель Египта первой половины ХIХ века, албанец по происхождению, обучившийся грамоте уже в довольно зрелом возрасте, в 1835 своим декретом воспретил вывоз старых памятников из страны без специального разрешения правительства. Другой — француз Огюст Мариетт. который в 1850 прибыл пароходом в Александрию с намерением приобрести коптские и сирийские церковные рукописи, не зная, что незадолго ранее коптский патриарх воспретил вывоз этих раритетов из страны.

Египет сразил Мариетта, магнетизм старых образов на сто процентов завладел им, и он начал раскопки в Саккаре. Внезапные открытия так впитали его, что Мариетт запамятывает о начальной цели собственной поездки, но он отлично понимает, что все добытые с таким трудом артефакты должны быть сохранены для современников и потомков. Для этого необходимо держать под контролем проводимые раскопки и отыскать место для хранения и экспозиции отысканного. Так родились имеющиеся до настоящего времени Служба древностей Египта и Каирский музей. которые Мариетт возглавил в 1858.

1-ое здание музея размещалось в квартале Булак, на берегу Нила. в доме, где поселился Мариетт со собственной семьей. Там он открыл четыре зала экспозиции египетских древностей. Количество ценных находок, в том числе и золотых ювелирных изделий, повсевременно росло. Для их размещения было нужно новое здание, но, как обычно, появились денежные трудности. Невзирая на большие усилия Мариетта, который питал беззаветную любовь к Египту, его целеустремленность и дипломатию, решить этот вопрос не выходило, а старенькому зданию грозили каждогодние разливы Нила. Мариетт снискал любовь и почтение правителей Египта, он был приглашен на торжественную церемонию открытия Суэцкого канала, написал историю, которая легла в базу либретто известной оперы «Аида», удостоился титула «паша», но до самой погибели так и не увидел нового строения.

музей старого египта в москве

Мариетт погиб в 1881, саркофаг с его телом похоронили в саду музея Булак. Через 10 лет коллекция переедет в Гизу, в старенькую резиденцию хедива Исмаила, саркофаг Мариетта последует туда же, и исключительно в 1902 реализуется в конце концов его мечта о разработке музея в центре столицы — Каире. Здание было выстроено на площади Эль-Тахрир по проекту французского конструктора. В саду нового музея Мариетт обретет свое последнее пристанище, над его мраморным саркофагом, размещенным с левой стороны от входа, подымется его бронзовая скульптура во весь рост, в классическом египетском костюмчике конца XIX века, в османской феске на голове. Вокруг — бюсты больших египтологов мира, посреди их — скульптурный портрет известного российского ученого начала ХХ века В. С. Голенищева. В саду выставлены и находки Мариетта — сфинкс Тутмоса III из красноватого гранита, обелиск Рамсеса II и другие произведения монументального искусства. Большой вестибюль, около 100 залов, расположенных на 2-ух этажах, 100 50 тыщ экспонатов и 30 тыщ предметов в запасниках, обхватывающих 5 тысячелетнюю историю Старого Египта, — вот что представляет собой Каирский музей.

Читайте также:  музей галилео екатеринбург

Его коллекция уникальна. Переходя из зала в зал, гость совершает незабвенное путешествие в таинственный мир старой цивилизации, колыбели людской культуры, поражающей обилием и великолепием собственных рукотворных деяний. Экспонаты размещены по направленному на определенную тематику и хронологическому принципу. На нижнем этаже — шедевры каменной статуи из известняка, базальта, гранита начиная с додинастического и до грека- римского времени. Посреди их — именитая скульптура фараона Хафра. строителя 2-ой по величине пирамиды в Гизе, изготовленная из зеленого диорита со светлыми прожилками, скульптурная композиция фараона Микерина, показанного в окружении богинь.

музей старого египта в москве

Поражает собственной красотой и тонкостью выполнения скульптурная группа брачной пары принца Рахотепа и его супруги Нофрет из раскрашенного известняка. Изумительна древесная скульптура Каапера, получившая заглавие «Сельский староста»: в момент находки рабочие Мариетта были поражены сходством черт скульптуры с лицом старосты их села.

Отдельный зал посвящен сокровищам королевы Хетепхерес, мамы фараона Хеопса, построившего самую известную пирамиду. Посреди их — кресло, большущее ложе, носилки, покрытые листовым золотом, шкатулка, увенчанная инкрустацией из камешков в виде крыльев бабочки, с 20 серебряными браслетами. Тут же — мощные саркофаги разных эпох из красноватого и темного гранита, лодки фараонов из ценных пород дерева, гранитные сфинксы фараонов. В отдельном зале — великаны фараона-еретика Эхнатона и скульптуры его супруги Нефертити, с известностью и красотой которой может конкурировать разве что Джоконда Леонардо да Винчи. Вот далековато не полный список того, что может узреть гость на нижнем этаже экспозиции.

Бесспорный шедевр коллекции — сокровища Тутанхамона, ставшие сенсацией начала ХХ века. Поражает даже не богатство золота, хотя одна только маска Тутанхамона весит одиннадцать кг, а высокое качество ювелирной работы с великодушным металлом, драгоценными камнями и ценнейшими породами дерева. Декорации Тутанхамона, в множестве которых широкие золотые колье, вкрапленные бирюзой, лапис-лазуритом и кораллом, мощные серьги, пекторали с мифологическими сюжетами, не имеют равных. Мебель выполнена с особенным изяществом, даже большие обитые золотом ковчеги, вовнутрь которых ставили саркофаг, восхищают тонкостью собственного выполнения. Полна лиризма сцена на спинке кресла Тутанхамона, показывающая любящую чету молодых правителей большой страны.

музей старого египта в москве

Богатство уникальных предметов искусства, источающих изумительную энергетику образов, уже с момента открытия гробницы порождало огромное количество загадок, фантазий и легенд. Рентгенографический анализ мумии Тутанхамона, проведенный совершенно не так давно, показал бесспорное родство с фараоном-реформатором Эхнатоном, который был его папой. Установлена и причина погибели Тутанхамона — падение с колесницы во время охоты, в итоге чего был получен открытый перелом коленной чашечки и случилась вспышка вируса малярии в организме. Даже при высочайшем уровне развития древнеегипетской медицины спасти фараона не удалось, он погиб в возрасте 18 лет.

Читайте также:  дом музей цветаевой в москве

Тех, кто после осмотра коллекции Тутанхамона, отважится зайти в примыкающий зал, где хранятся сокровища фараонов от XXI египетской династии (XI-X века до н. э.) до римского времени ждет очередное волшебство. Если коллекции Тутанхамона было предначертано объехать полмира, восхищая людей различных возрастов и национальностей, то золотые и серебряные изделия, отысканные в Танисе, известны еще меньше. Самыми впечатляющими являются сокровища из погребения фараона Псусеннеса I, правившего в 1045-994 до н. э. И его приближенных. Посреди шедевров ювелирного искусства — широкие колье с подвесками и пекторали из золота, вкрапленные сердоликом, лазуритом, зеленоватым полевым шпатом, яшмой.

Бесценны чаши из серебра и электрума в виде цветка либо с цветочными мотивами, отысканные в гробнице Унджедбауенджеда, предводителя Псусеннеса I, сосуды для ритуальных возлияний, золотые статуэтки богинь, золотые погребальные маски фараонов. Уникальны два саркофага из серебра, которое в особенности ценилось в Египте, ибо золота у фараона, по свидетельству правителей примыкающих государств, было столько же, сколько песка под ногами, серебряных же изделий — единицы. Один саркофаг длиной 185 см принадлежит Псусеннесу I. Маска фараона декорирована золотом, придающим объем и изящество его лицу. В другом, покоился фараон Шешонк II. Длина его саркофага 190 см, на месте погребальной маски — голова божественного орла.

музей старого египта в москве

В отдельном зале, где поддерживаются особая температура и влажность, хранятся мумии многих узнаваемых фараонов Египта. Они были найдены в некрополе Курны в 1871 братьями Абд эль-Расул, которые в течение многих лет хранили тайну собственной находки и наживались на торговле сокровищами. Временами под покровом ночи их вытаскивали из тайника и сбывали на черном рынке. Закончить грабеж посодействовала ссора меж братьями из- за дележа добычи. Мумии, кропотливо спрятанные жрецами, спустя тысячелетия были подняты на поверхность и срочно погружены на корабль, который взял курс на север, чтоб доставить находки в Каирский музей. На всем пути следования корабля по обоим берегам Нила стояли обитатели близлежащих деревень. Мужчины палили из ружей, салютуя своим известным праотцам, а дамы, будто бы сошедшие с древнеегипетских рельефов и папирусов, с непокрытыми головами и распущенными волосами оплакивали мумии, провожая их к погребению, точно так же, как это делали в Египте много веков вспять.

Посреди III тысячелетия до н.э. на стенках пирамид фараонов были начертаны слова: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым». Создатель этого текста даже не подозревал, какое продолжение жизни ожидает хозяев пирамид и гробниц. И хотя имена тех, кто строил, ваял и творил для собственных фараонов, пропали в водовороте истории, дух Старого Египта витает в стенках Каирского музея. Тут чувствуется величавая духовная сила старой цивилизации, любовь к собственной стране, парадокс непохожего ни на какие другие культуры страны.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *