Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
Экспозиция
Церемония закладки Музея свершилась 17 августа 1898 года. Этому знаменательному событию предшествовали долгие и длительные годы большой созидательной работы. Ко времени праздничного акта закладки Музея, совершенного в присутствии правителя Николая II и членов его семьи, Столичной Городской думой для строительства строения была безвозмездно передана территория бывшего Колымажного двора поблизости Кремля. Было принято Положение о Комитете по устройству Музея. Официально было утверждено заглавие — Музей роскошных искусств имени правителя Александра III. Был организован строительный конкурс на здание Музея. Строй работы начались в месяц до закладки и, что принципиально, к этому времени Комитет по устройству Музея уже располагал значимой частью коллекций.
Музей создавался на базе Кабинета (Музея) роскошных искусств и древностей Столичного института как учебно-вспомогательный и общественный, где в гипсовых слепках, макетах, красочных и гальванокопиях по единой научной программке были представлены главные этапы истории искусства традиционных народов с стародавних времен до Нового времени. В этом качестве Музей становился первым в Рф учреждением такового типа. Проекты сотворения подобного музея в Москве не один раз излагались в печати: кн. З.А. Волконской и С.П. Шевыревым (1831), проф. К.К. Герцем (1858), директором Столичного Общественного и Румянцевского музеев Н.В. Исаковым (1864).
Зачинателем сотворения (1893) и первым директором Музея (1911–1913) был заслуженный доктор Столичного института, доктор римской словесности и историк искусства И.В. Цветаев (1847–1913). План Цветаева развивал главные идеи предшественников.
Объявленный в конце 1896 года конкурс на наилучший проект строения музея привлек 19 архитекторов из различных городов Рф. Правлением Института был избран в качестве строителя один из участников конкурса, получивший золотую медаль, столичный конструктор Р.И.Клейн (1858–1924). Им был выработан окончательный вариант проекта, отвечавший требованиям Правления и Комитета для устройства Музея роскошных искусств при Столичном институте. Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Спроектировано оно было по типу древнего храма на высочайшем подие с ионической колоннадой по фасаду. Во внутреннем убранстве смешиваются элементы различных исторических эпох сообразно представленным экспонатам. В сооружении участвовал инженер И.И. Рерберг.