однокоренные слова к слову озеро

Урок российского языка в 3-м классе "Секреты схожих слов"

I. Организационный момент.

Постарайтесь все осознать,

Обучайтесь потаенны открывать,

Ответы полные давать,

Чтобы за работу получать

Только только оценку «пять»!

II. Сообщение целей урока, постановка учебной задачки.

(Приложение. Слайд 2)

— Много-много годов назад появилось на свете короткое слово ВОЗ. Отыскали его люди и задумываются: «Что с ним делать?» А оно и гласит: «Посади меня и я разрастусь в огромное прекрасное дерево». Послушались люди и посадили. Стало оно разрастаться. Поначалу по одному ростку пустило, позже по второму, третьему. Много ростков появилось от слова. Они все похожи на него, да и свое в каждом есть. Вот какое дерево подросло.

Поглядели люди, сравнили все слова и узрели, что у всех у их есть одна общая часть. И решили тогда люди именовать общую часть этих слов корнем. А потому что все они были малыши 1-го корня – папы, то еще их окрестили схожими либо однокоренными.

— Какие слова именуются схожими? (Слова, которые имеют общую часть и общее значение именуются схожими либо однокоренными.)

-Что такое корень слова? (Корень слова – это общая часть схожих либо однокоренных слов.)

— Не всегда и не многим удается верно выделить корень и осознать его смысл. Многие школьники заместо реальных корней находят каких-либо забавных, глупых, путая либо «склеивая» корешки с приставками либо суффиксами либо просто «вырывая» случайные куски слов. К примеру, одна девченка решила, что в слове жидкость корень, должно быть, вод-, она находила его по смыслу и совершенно забыла о наружном виде: о звуках и буковках корня.

Другая попробовала в слове стряпуха выделить корень -тряп-, как в слове тряпка. Она направила внимание лишь на сходство звуков и букв, а о смысле не поразмыслила. Чтоб не делать таких ошибок, нужно знать секреты корня однокоренных слов. Вот о их мы и узнаем сейчас на уроке.

III. Работа по теме урока.

1. Секрет 1. (Приложение. Слайд 3)

— Прочитайте сказку «Чужак». Кто же оказался чужаком посреди родственников воды?

Чужак.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей дискутируют. Водолаз с Водопадом на солнышке нагреваются. Шофер на гармошке наигрывает. Водомерка с Водными растениями разыгралась.

Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ожидают. Вышла мудрейшая Вода на крыльцо, взглянула на гостей, сходу чужака приметила. Повелела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников находить?

— Кто же оказался чужаком посреди родственников Воды? (Шофер.)

— Почему гости не сходу приметили чужака?(У родственников Воды и у Водителя была общая часть.)

— Не поможете ли вы ему отыскать собственных родственников?(Шофер, водит, проводник.)

— Составьте перечень родственников Воды. (Подводник, Водица, Водолаз, Водопад, Водомерка, Водные растения, Водичка, Водяной.)

— Какой секрет однокоренных слов мы разгадали благодаря этой притче?(Однокоренные слова имеют общее значение.) ( Приложение. Слайд 4)

2. Работа со скороговоркой. (Приложение. Слайд 5)

На горе гогочут гуси,

Под горой огнь пылает.

— Выпишите слова с схожим корнем. (Горе, горой, пылает.)

— Являются ли они схожими? (На горе и под горой – это формы 1-го и такого же слова, а слово пылает не является близким по смыслу.)

Читайте также:  как выглядит озеро байкал

3. Секрет 2.

— Один умник подобрал к слову акваланг схожее слово водолаз, а другой породнил слово переписка со словом корреспонденция. «В чем ошибка ребят?» — спросили мы у одноклассников. И они стали наперерыв отвечать: «Слово дом не родственник слову здание, ветер не родня слову вихрь, а в словах дуб и дерево нет общей части».

— На основании всего, что произнесли ребята, попытайтесь сами вывести 2-ой секрет схожих слов. (Схожие слова имеют схожую часть.) ( Приложение. Слайд 4)

4. Игра «Третий лишний».

— Из каждой тройки исключи слово, которое не является однокоренным. (Приложение. Слайд 6)

Лень, ленивый, лоботряс.

Хороший, проницательный, доброта.

Вода, подводник, мореплаватель.

Учить, учить, зазубривать.

Сосна, дерево, древесный.

5. Секрет 3. (Приложение. Слайд 7)

— Прочитайте стихотворение. Найдите и выпишите схожие слова к слову Прогульщик, выделите в их корень.

Футболисты и артисты

Прогуляли заодно.

И обиделся Прогульщик!

И Прогульщик не смолчал!

И прогульщикам Прогульщик

«Вы – прогульщики!» — орал.

— Назовите однокоренные слова. (Прогульщик, прогулку, прогуливал, гулял, прогуляли.) Какой в их корень? (Корень -гул-.)

— Почему корень не прогул-? (Самое куцее однокоренное слово гулял, означает корень -гул-.)

— Многие работают с этим стихотворением так: прогульщик, прогулка, прогуляли, прогуливал – однокоренные слова, означает, корень прогул-. Если вы все так и поступили, перечитайте стихотворение и найдите свою ошибку.

— Попытайтесь додуматься, в чем все-таки состоит 3-ий секрет подбора схожих слов, который поможет верно выделить корень у однокоренных слов. (Подбирай самое куцее однокоренное слово.) (Приложение. Слайд 4)

6. Секрет 4.

-Что вы скажете, если вас кто-либо дернет за ухо? Наверняка, кликните: «Не тронь мое ухо!» А если дернут за оба уха? Попытайтесь только сказать: «Не тронь мои ухи!» Над вами посмеются: «Ну и умник!» Ну и вы сами отлично понимаете: одно – ухо, а два – уши. Какую шуточку выбросил корень в этих словах? Это чередование букв. (Приложение. Слайд 4) Запомните это хорошо.

7. Упражнение в подборе однокоренных слов.

— Из 1-го корня растут кустики и даже целые заросли слов. Вы отлично знакомы с корнем -да-: отдал, реализует…От этого корня можно образовать по подсчетам ученых около 280 слов. А на данный момент постарайтесь за одну минутку написать как можно больше схожих слов с корнем… А вот с каким, вы узнаете, отгадав загадку. (Приложение. Слайд 8) «Лежал, лежал, а весной в реку побежал». (Снег.)

— Выделите корень.(Снег, снеговик, снежный, снегурочка, подснежник, снежинка, снежок.)

— Что вы увидели? (Вышло чередование букв Г и Ж.)

— А чередуются ли гласные звуки? Естественно! В неограниченном количестве корней чередуются О и А. Есть корешки с чередованием Е – И. А бывают случаи, когда гласные просто-напросто удирают из корня. Как удирают? А вот так. Сравните полдень и полдня. Корень один и тот же, только во 2-м случае пропало Е. Осталось только -дн-. А сейчас сравним остроглазый и зрение. Во 2-м слове О убежало из корня. Куда и для чего, неясно. Такие «убегающие» гласные окрестили беглыми гласными. Это в большинстве случаев О и Е.

Читайте также:  озеро кэнон

Бывают корешки с чередование сочетаний оро и ра, оло и ла, оло и ле (ворота – вратарь, голова – глава, молоко – млекопитающее.) Эти пары слов выросли из старенькой дружбы российского языка с другими славянскими языками.

IV. Физкультурная минута.

Мы шагаем вереницей

Лесом и зеленоватым лугом.

(Ходьба на месте.)

Крылья пестрые мерцают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

(Легкий бег на носках, детки машут руками, кружатся.)

V. Закрепление изученного материала.

1. Последующие слова измени либо подбери к ним родственников, от которых «убежала» беглая гласная. (Приложение. Слайд 9)

  • Читать, окошко, пень, огнь, лев.

2. Письмо с комментированием.

  • Наш Егор в густом лесу

Повстречал рыжеватую лису.

— Есть ли в этом предложении схожие слова? Почему?

— Подчеркните главные члены предложения.

3. Упражнение в образовании однокоренных слов.

— При помощи каких частей слова образуются однокоренные слова? (При помощи приставок и суффиксов.)

— Ребята, как именуется страна, в какой мы живем? (Наша родина.)

— Как она называлась в древние времена?(Русь.) (Приложение. Слайд 10)

— Почему так окрестили нашу страну? Послушайте, как об этом пишет С. Романовский: «Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и таинственное слово. Оно пришло к нам из седоватый древности и навеки осталось с нами. Ученые высказали много суждений, что оно обозначает: и кто из их прав, а кто нет – я не знаю. Ну и никто, наверняка, не знает. Положа руку на сердечко, я считаю, что у слова Русь много значений, как притоков у величавой реки. Русь. Российские. Наша родина. Россияне.

Не мне одному представляется, что слова эти родственны словам: русло, т.е. ложе реки по которому она течет. Русалка – сказочная жительница рек и озер с красивым лицом и рыбьим хвостом. Роса и производное от нее слово росяница – обильная, толстая роса, лежащая поутру на травках и деревьях.

Другими словами, Русь – это сторона, где много рек и озер.

— Подберите однокоренное слово к слову Русь.(Российский.) Разберите его по составу.

4. Разгадать загадки. (Приложение. Слайд 11)

В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка? (Рябина.)

— Почему ее так окрестили? (Слово рябина вышло от славянского слова ряб, что значит рябой, пестрый. Ведь сочетание ярко- зеленоватых маленьких, резных листьев рябины и оранжево- бардовых ягод этого дерева вызывает чувство, что рябит в очах.)

— Как вы думаете, какой корень в слове рябина?

— Одни молвят, что корень ряб-, а другие рябин-. Кто же прав? Означает, от корня могут создаваться не только лишь новые слова, да и даже новые корешки. Суффикс -ин- так прирос к корню -ряб-, что вышел новый корень рябин-. А из него выросли новые слова. Напишите схожие слова с этим корнем.

Вкус у ягоды неплох,

Но сорви ее поди-ка.

Кустик в колючках, как будто еж,-

Вот и назван. (Ежевика.)

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Рекомендуемые и похожие статьи

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *