Буковкы о – а в корне -гор-, -гар- (6-й класс)
В процессе урока учащиеся должны
- знать: условия выбора о — а в корне — гор — — — гар -; условия написания узнаваемых корней с чередующимися гласными;
- уметь: использовать приобретенные познания на практике;
- научиться: систематизировать корешки с чередующимися гласными; отличать корешки с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Загорелый, озаренье:
Что писать под удареньем,
Что писать без ударенья?
Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья
Вызывает он сомненья.
Ребята, сейчас на уроке мы продолжим работать по теме «Буковкы о — а в корне -гор- — -гар -«.Наш урок является еще одним шагом работы над проектом под заглавием «Корешки с чередованием». Начнём урок с проверки домашнего задания. На дом вам предлагались дифференцированные задания на выбор: а) составить 5 — 6 предложений, используя слова с корнями -гор — — -гар -; б) составить словарный диктант, используя слова с чередующимися гласными в корне; в) личные задания отдельным учащимся.
Личное задание №1.
- Вспомните слова с корнями -гор- — гар -, которыми можно пользоваться для описания рисунка. С отысканными словами составьте и запишите словосочетания.
- Сравните мальчугана, стоящего в центре, с остальными. Запишите прилагательные, укажите антонимы.
Личное задание №2.
- Какой глагол: сг:реть либо приг: реть — лучше использовать для описания рисунка? С этим глаголом составьте и запишите сложное предложение. Растолкуйте правописание гласной в корне.
- Какое выражение лица у повара? Запишите существительные, которые потребуются для ответа.
Личное задание №3.
- Составьте и запишите словосочетания со словами р :стения, р:стки, выр:щенные. Растолкуйте правописание гласной в корне.
- Подберите фразеологический оборот со значением усердно, запишите его.
Домашнее задание проверяется фронтально.
2. Слово учителя. А на данный момент, ребята, я ещё раз проверю, как вы усвоили теоретический материал.
Вопрос: от чего зависит написание корней с чередующимися е — и? что командует написанием этих корней? Поведать правило.
Ответ:
Cлово учителя. Означает, суффикс -а — любит командовать корнями, где чередуются -е -и -. Но суффиксу -а — не достаточно этого. Он захватил власть и над другими корнями, в каких распоряжается, где писать — о — либо — а -.
Вопрос: назовите эти корешки, поведайте правило их написания?
Ответ:
Слово учителя. Есть в российском языке корешки, в каких командуют согласные гласными и принуждают их чередоваться.
Вопрос: какие это корешки, и каким правилам написания они подчиняются?
Ответ:
А ещё, ребята, командовать написанием корней может ударение. Приведите примеры таких корней и поведайте правило их написания.
Ответ:
Слово учителя. Молодцы, ребята, вы отлично совладали с этим заданием. А сейчас перебегаем от теории к практике.
3. Пояснительный диктант. Костёр разгорается, прекрасный загар, вырастить цветочки, немного дотрагиваться, ветвь развивается, прилагать усилия, замирать от счастья, приехать в Ростов на дону, угарный газ.
Диктант проверяется по цепочке. Вопрос: в данном диктанте назовите те слова, написание которых проверяется ударением?
Ребята, предлагаю вам ещё раз повторить написание корней, зависящих от ударения. (Учащиеся делают это задание в парах.)
Ребята, вы должны не только лишь отлично знать корешки с чередованием, да и уметь отличать их от безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Последующий вид работы поможет нам разобраться в этом.
4. Распределительный диктант. Растение, положение, отпирать, касаться, прилагательное, умопомрачительный, запереть, блестеть, показаться, хохотать, заря, поблескивать, дрожать, возгорание, развлекаться. Учащиеся распределяют слова в два столбика в согласовании с правилом. Проверка осуществляется через компьютер.
5. Слово учителя. На данный момент я предлагаю вам более непростой вид работы — выборочно-распределительное письмо. Вы должны прочесть текст (листочки с текстом лежат у учащихся на столе), отыскать в нём слова с пропусками, найти орфограмму и распределить слова по группам.
Слова с чередованием, написание которых находится в зависимости от суффикса — а -.