БАГДАД
БАГДАД — столица Республики Ирак, страны в Юго-Западной Азии. Город размещен на берегах реки Тигр.
Багдад был основан в 762 г. халифом Мансуром из семьи Аббаса — дяди основоположника ислама пророка Мухаммеда. Город официально был назван Мадинат ас-салям (Город мира либо Город процветания), но за ним сохранилось также заглавие Багдад (по-персидски — «данный богом») по существовавшему тут ранее местечку. Багдад был столицей халифата Аббасидов (Багдадского халифата). Благодаря прибыльному экономико-географическому положению город стремительно вырос в большой центр Арабского Востока. При 5-ом правителе из династии Аббасидов, Гаруне ар-Рашиде (786—809), халифат был в зените славы и могущества, а его столица Багдад стала мировым центром ремесел, торговли и искусств, местом, куда прибывали посланцы Европы, Африки, Индии и Китая.
С распадом Багдадского халифата культурная и финансовая жизнь Багдада равномерно стала увядать. Посреди XIII в. город был захвачен ордами татарского хана Хулагу, разграблен и практически до основания разрушен. После татарского нашествия Багдад пару раз переходил от одних завоевателей к другим. С XVII в. и до 1917 г. Багдад находился под властью турецких султанов. Во время Первой мировой войны в 1917 г. Багдад был оккупирован английскими войсками. В 1921 г. он был провозглашен столицей сделанного Великобританией Царства Ирак! В 1958 г. в Багдаде совершилась антифеодальная и антимонархическая революция. В Ираке была провозглашена республика. Багдад стал ее столицей. В нем находятся резиденция президента республики и правительство.
Река Тигр разделяет город на две части: правобережную Кяхр и левобережную — Расафа. 9 мостов сооружено через Тигр. Центром современного Багдада является площадь Ат-Тахрир — освобождения, находящаяся на левом берегу Тигра. Тут размещены главные правительственные учреждения, банки, компании. На площади Ат-Тахрир стоит монумент революции 14 июля — яркое панно-рельеф, выполненное из камня и бронзы: на золотистом фоне темно-коричневые барельефы, символизирующие борьбу народов Ирака. За Ат-Тахриром высятся сооруженные из светлого камня ворота Парка цивилизации. Барельеф «Свобода» над входом в парк также посвящен июльской революции 1958 г. В центре парка статуя — фигура дамы в развевающейся абае (верхней одежке), олицетворяющая иракский люд, стремящийся к свободе.
На центральную площадь выходят четыре главные магистрали — улицы Эль-Джумхурия, Гаруна ар-Рашида, Саадун и набережная Абу Нувас. На улице Эль-Джумхурия находятся многие муниципальные учреждения. Улица Гаруна ар-Рашида названа так в честь героя узнаваемых сказок «Тысячи и одной ночи». Это основная торговая улица столицы. Тут размещены бессчетные магазины, кафе, гостиницы. Соответствующая особенность домов на этой улице — балконы шанашиль, заменяющие окна второго этажа. Обычно они делаются из древесных решеток и выдаются на один-полтора метра от стенки дома. Такая конструкция балконов позволяет мусульманским дамам смотреть за жизнью улицы, не выдавая собственного присутствия. Балконы поддерживаются колоннами и загораживают прохожих от палящих лучей солнца.
Улица Саадун с новыми современными жилыми зданиями, неповторимыми виллами, роскошными ресторанами, культурными центрами и фешенебельными отелями завершается площадью, на которой сооружен монумент Неведомому бойцу в виде каменной арки, облицованной майоликовой плиткой голубовато-стального цвета, в глубине ее пылает Нескончаемый огнь. Набережная Абу Нувас, нареченная в честь известного средневекового арабского поэта, протянулась на несколько км. Ее декорируют высотные строения гостиниц, муниципальных учреждений, разных компаний.
Сравнимо новый квартал — Каррадат Мариам на правом берегу Тигра. Тут высится президентский дворец, здание Государственного собрания, наикрупнейший концертный зал ал-Хульд, ряд зарубежных посольств.
В городке на каждом шагу кафе и чайные, нередко прямо под открытым небом на поляне в тени пальм. За столами посиживают мужчины, играют в домино, нарды, курят булькающий кальян, пьют кофе, чай либо просто глядят на улицу, перебирая четки. Это — арабские кофейни. Кофейни — мужские заведения, дамы в их не заходят.
В Багдаде несколько скрытых рынков, но самый старенькый и узнаваемый — Сук ас-сарай, расположенный в древнем квартале городка на левом берегу Тигра. Сук ас-сарай состоит из нескольких рядов, представляющих обувщиков, продавцов тканей, торговцев местными коврами, готовым платьицем и т. д. Самое яркое место в Сук ас-сарае — ряд медников и жестянщиков. Тут делаются и продаются кувшины для воды, кофейники с длинноватым носиком и другие изделия. Вблизи находится комплекс построек, представляющих из себя двуэтажные дома восточного типа, сооруженные еще во времена турецкого владычества и именуемые турецким словом «сарай», т. е. «дворец». В их размещаются правительственные учреждения. Тут размещены и такие прекрасные монументы старины, как караван-сарай Хан-Марджан, мечеть Марджан и медресе ал-Мустансырия.
В Багдаде много красивых строительных памятников. На берегу Тигра стоит Аббасидский дворец, построенный в XIII в. превращенный сейчас в музей. Как и большая часть сооружений того периода, все помещения Аббасидского дворца выходят в большой прямоугольный внутренний двор. Во дворе стоит большой гранитный фонтан.
Центральный и боковые фасады дворца — двуэтажные. Нижний составляют галереи, на столбы которых опирается наружняя стенка второго этажа с глубокими нишами, образованными стрельчатыми арками. В нескольких комнатах Аббасидского дворца находится выставка макетов строительных памятников первых веков ислама. Особенный энтузиазм вызывают арабские надписи из медресе, исполненные с неповторимым изяществом.
Рядом с Аббасидским дворцом размещен другой увлекательный монумент архитектуры XIII в. — медресе ал-Мустансырия. Стенки школы образуют внутренний широкий прямоугольный двор. В каждой из стенок есть огромные, во всю высоту строения, ниши — айваны. В школе насчитывается более 100 залов и комнат разных размеров. Это было одно из узнаваемых учебных заведений мусульманского Востока.
Самый старый из памятников эры Аббасидов — ворота крепостных стенок Баб ал-Вастани в восточной части Багдада, в районе Шейх Омар. Они имеют вид башни с бойницами. Снутри башни выставлен макет оборонительных стенок Багдада.
Выдающееся архитектурное сооружение Багдада — Золотая мечеть, находящаяся в северо-западной части городка. Купола и минареты мечети позолочены. Потолок покрыт золотом, эмалью, цветным стеклом и кусками зеркал. Стенки с пола до потолка выложены цветными изразцами. Высочайшая стенка, окружающая прямоугольный двор святыни, выложена белоснежными плитами, а семь различной величины входов со стрельчатым верхом — изразцами с прекрасным растительным орнаментом и стихами из Корана. Само здание богато декорировано.
Немусульманам запрещено заходить в Золотую мечеть. Полюбоваться ее внешним обликом можно с крыши 1-го из окружающих мечеть домов.
Другие багдадские мечети построены в XIX—XX вв. Самой прекрасной считается мечеть Хайдар-хана, расположенная на улице Гаруна ар-Рашида. Одна из последних построенных мечетей — мечеть 14 Июля построена в честь революции 1958 г. на улице Саадун.
В числе более узнаваемых памятников в Багдаде — монументы основоположнику городка халифу Абу Джаафару Мансуру, вавилонскому царю Хаммурапи и скульптурные композиции из бронзы на темы сказок «Тысячи и одной ночи» — литературного монумента арабского средневековья.
Багдад — большой научный и культурный центр страны. В нем работают три института,
Академия, Государственный театр, библиотеки. Иракский государственный музей в Багдаде — один из наилучших в мире музеев, экспонирующих собрание археологических находок, найденных в бассейне Тигра и Евфрата. Многие его экспонаты уникальны. Экспозиция музея построена по хронологическому принципу, монументы распределены по 6 разделам: период первобытнообщинного строя, шумерийский, вавилонский, ахеменидский, сасанидский, исламский.
Увлекательны шумерские амулеты IV тысячелетия до н. э. и копия темной стенки с клинописным текстом законов Хаммурапи. Подлинник стенки находится в парижском Лувре. Перед зданием музея возвышается копия ворот богини Иштар в Вавилоне.
Музей исламской культуры и Музей арабских памятников посвящены арабскому периоду. К числу именитых музейных комплексов относится Самарра — собственного рода «аббасидский Версаль», бывшая резиденция багдадских халифов.
Государственный музей современного искусства выставляет живопись, керамику, статую.
В округах столицы сохраняются развалины Вавилона. По преданию, у места слияния Тигра и Евфрата находился райский сад, из которого Бог выгнал Адама и Еву.