Суздаль: конфетка с горьковатым привкусом.
Суздаль — это сначала атмосфера и люди ее создающие, писали мы в предшествующей статье. Вобщем, не отказывали мы городку и в звании музея-заповедника. А поэтому внешний вид «жемчужины Золотого кольца», непременно, тоже заслуживает внимания. Тем паче что за прекрасной, но местами затрепанной оберткой прячется все та же иногда непонятная, а время от времени и пугающая, но умопомрачительно узкая душа русской провинции.
1-ое воспоминание
Встречает Суздаль не столько одеждой, сколько обещаниями. И лично нам эти обещания ничего неплохого не сулят. На заезде в город перекрикивают друг дружку билборды с рекламой гостиниц, ресторанов, экскурсионных бюро. Дорога становится ровнее и чище, и даже березки, точно по команде, выстраиваются в ряд, подтягиваются по стойке смирно.
Въезжаем и лицезреем все эти гостиницы, фешенебельные и не очень, усадьбы для корпоративных утех, да лубочные кафешки.
Пушкарская слобода поблескивает гламурным оцилиндрованным бревном изб и сверкает треугольниками крыш приличных каменных коттеджей. Из окон большущего терема «Русской избы» доносятся нерусские голоса. И наличники на этих окнах очень белоснежные, очень кучерявые, так и кричат, что такое российское не для российских. Зашли, не поверили прейскуранту, это здесь-то номера за две тыщи. Присмотрелись, да, нет, все в порядке, это ценник на аренду баньки.
Поколесили еще по Суздалю, поглазели на выбеленные галереи Торговых рядов, что пестрели сувенирными лотками и вывесками закусочных. Проехали повдоль низких стенок в зубчик, как будто в шуточку нареченных крепостными, из-за их выглядывали макушки церквушек, да острые шпили как будто игрушечных башенок. Вздохнули и стали находить место для ночлега. Забежали в отель на Покровке. Самый дешевенький номер тут стоил 2500. Спросили, о том, какие остались в наличии. Грустная дама на ресепшене ответила на выдохе: «Все». И сходу как-то в Суздале нам потеплело, направились находить далее. И таки отыскали, и сообразили, почему посреди самостоятельных путников гостиницы спросом не пользуются. Гостиница тут в каждой третей избе. Стоимость вопроса от 500 до 1000 рублей за комнату. Мы тормознули в домике на Покровской улице.
Мистика вечера
Пока вещи разобрали, пока чаем 1-ые воспоминания запили, и веб на предмет бесплатных, но нужных советов, что к чему в Суздале, прошерстили, уж солнышко к реке опустилось. Вышли на воздух и обомлели, а город то преобразился. Галдящие интуристы, что облепляли деньком каждую достопримечательность, разбрелись по своим люксам, бойкие торгаши разошлись по домам считать выручку, и сходу стало просторнее и свежее. Стенки Спасо-Ефимова ансамбля, деньком казавшиеся свежевыкрашенными, побледнели, успокоились, не стали соревноваться в яркости с луговыми цветами, конусы крыш смешались отражением в воде с лепестками кубышек. А башни Покровского монастыря, как будто мгновенно осели, одряхлели, загрустили.
Дошли до лога, в каком петляла Каменка. У самого склона обыкновенные рубленые домишки, а далее на подъеме через слабый мостик — одна из основных достопримечательностей городка, мужской Спасо-Ефимовский монастырь, прекрасный, статный, впечатляющий. Отлично в Суздале жить! Где-нибудь в другом городке издавна бы все окрестные участки выкупили предприимчивые толстосумы, понастроили бы коттеджей. А здесь в конкретной близости избушки в два-три окна.
Великолепен Суздаль и утром, часиков до 9. Когда туристская жизнь еще не закипела, дюже приятно пройтись по узеньким проселочным улочкам, полюбоваться ординарными домиками, вдохнуть запахи травок и цветов.
Темница для королев
Новый денек мы решили начать с прогулки по известному Покровкскому монастырю. Снаружи святыня производит мрачное воспоминание. Невеселые потрепанные стенки, постройки, поросшие кустарником, скрипучие ворота. Но стоит зайти вовнутрь двора и все преображается.
Больше всего в глаза бросаются глянцевые избы цвета кофе, утопающие в россыпи сиреневых флоксов. Это кельи такие что ли? А для кого, для особо просветленных? Либо администрация бизнес на интуристах наладила, нумера сдает? Ансамбль из треглавого Покровского собора и колокольни тоже очень для себя ослепителен. Хотя местами штукатурка уже и обсыпалась, и краска на куполах пообтерлась, белые своды галереи на фоне разноляпистых цветочков смотрятся очень ярко. Картину дополняют припаркованные на подворье дорогие авто.
Считается, что монастырь основан в 1364 году, а особый статус кутузки класса премиум он получил в XVI веке. Первой VIP-клиенткой обители стала бесплодная жена Василия Третьего Соломония Сабурова. Величавый князь не просто спровадил женушку с глаз подальше, он сделал бывшей любимой по-настоящему королевские условия. Щедры были его подношения монастырю. Обитель достаточно стремительно поднялась и уже сознательно сделала ставку на размещение у себя дам самого высочайшего ранга. После Сабурой в кельях типа люкс томились дочь Ивана Третьего Александра, супруга Ивана 4-ого Анна Васильчикова, жена Владимира Старицкого Евдокия Голая. Но самой известной узницей стала Евдокия Лопухина.
Молвят, что отвергнутая жена Петра Первого развернулась в Покровской обители с особенным размахом. Отстроила для себя не просто отдельную келью, хоромы, в каких не смущалась принимать и любовников. О том она и венценосному супругу, злорадствуя, докладывала: «Не восхотя быть инокою, оставя монашество и скинув платьице, жила в том монастыре скрытно, под видом иночества, мирянкою».
Сложное время пришло для обители в русские годы. Если в 1950-1960-е годы монастырь работал хотя бы как музей, то в 1980-ых здесь разместился гостинично-развлекательный комплекс. В соборе до 1992 года находился концертный зал. Гостиница, разбитая на 10-ки осторожных домиков, закрылась исключительно в 2008 году. Номера дали монахиням, в части их их открыли приют для девченок.
Чаепитие под колокольный гул
Пожалуй, самая основная достопримечательность Суздаля — Спасо-Ефимиев монастырь. Броский, наряженный, причесанный тут он затмевает даже кремлевский ансамбль. И окружение соответственное — длиннющие ряды с сувениркой, драгоценное кафе у входа и толпы зарубежных туристов.
Но, что ни гласи, а походить тут все равно приятно, хоть и снуют туда-сюда галдящие французы с китайцами. Уж очень тут увлекательная архитектура. В особенности выделяется звонница, представляющая собой нечто слепленное из строений различных стилей эпох. Необыкновенная кросотка завлекает внимание к тому же мелодичным гулом. Колокола играют, кажется, каждый час. И жизнь в монастыре в эти минутки будто бы бы стихает, люди рассаживаются на лавках, либо застигнутые магической музыкой врасплох, замирают прямо на ходу. Мистика действует, даже на лохматых и хвостатых.
Увлекательна Успенская трапезная церковь, заложенная, как и большая часть каменных строений тут в XVI веке. Благодаря многорядным кокошникам, ажурной арочной галерее и острой шатровой крыше она кажется очень легкой и воздушной. Совершенно другое дело — Спасо-Преображенский собор. Он громаден, сложен, запутан, чего в нем только не нагромождено.
Еще одна историческая достопримечательности монастыря — тюремный корпус, учрежденный в 1766 году по указу Екатерины 2-ой. Кутузка стала последним пристанищем для декабриста Федора Шаховского, предсказателя Авеля, старообрядца Алимпия. Кутузка работала и в русское время.
Мне же больше всего глянулся в монастыре аптекарский огород. Если веровать путеводителям, разбит он был тут еще в XVIII веке. Как бы ничего такого особенного — обыденный участок с травками и цветочками, но что-то в нем есть привораживающее. А когда в кафе нам предложили к тому же чайку отведать из местных сборов, я уж совершенно голову растеряла. Благо по кармашку это стукнуло не очень, экая, право, ерунда — 20 рублей за чашечку благоуханного напитка. Правда оказался он те таким уж и благоуханным, по вкусу почему-либо напомнил огуречный рассол… Весело.
Позабытая Богом обитель
Что-то совсем непередаваемое — это ансамбль Ризоположенского монастыря. Это и ансамблем-то именовать тяжело, просто торжество бреда. Если кратко, то на очень ограниченной местности по улице «Коммунальный городок» умещаются гостиница, ресторан, спортивный зал, автошкола, руины Сретенской трапезной церкви, разваливающаяся трехъярусная колокольня, затрепанный Собор Положения риз Пресвятой Богородицы и какие-то почерневшие наполовину сгнившие бараки. А в мир этого хаоса вы попадает через Святые ворота, скособочившимися бело-розовыми башнями.
А сейчас внимание — цитата из путеводителя: «Ризоположенский монастырь — один из древних монастырей Руси, самый старый монумент архитектуры в Суздале. Основан в 1207 году. Размещен в живописнейшем месте — на самой высочайшей точке города». Обидно. Читаю далее: «Преподобенская колокольня, построенная в 1813 году в честь победы над Наполеоном, является главной доминантой городка. Ее высота со шпилем добивается 72 метров». Святые ворота, как выяснилось, вообщем уникальны по собственной архитектуре и не имеют аналогов. А треглавый Ризоположенский собор является наистарейшей из всех уцелевших строений, 500 лет скоро будет, как стоит. Мне стало еще печальнее.
Но самое печальное оттого, что монастырь действующий. С 1999 года он полностью находится в принадлежности Российской православной церкви. И она же, в смысле церковь, отвечает сейчас за состояние святыни. Конкретно она по идее должна вывести обитель из этого хаоса и запустения. Как досадно бы это не звучало, но пока монахини отыскали внутри себя силы только высадить повдоль кривых дорожек, ведущих к развалинам.
Ненастоящий Кремль
О том, что Кремль — это крепость, в Суздале можно запамятовать. Очень он здесь игрушечный, построенный поновой как будто исключительно в угоду туристам. История его может и впечатляюща, но, судя по всему, она издавна уже оборвалась.
Археологи убеждают, что старая крепость в излуке Каменки была заложена еще в X веке. Летописи отсылают к 1024 году. До начала XVIII века практически все постройки были древесными и нередко перестраивались. Стенки росли по толщине и периметру, валы — по высоте. Пожар 1719 года смел фактически весь Кремль. Уцелел, но, каменный Рождественский собор, стоящий на фундаменте XIII века. Сохранились и Архирейские палаты, построенные в XV веке, в каких на данный момент размещается ресторан, хвастающийся, что его меню триста лет. Ансамбль дополняет древесная Никольская церковь. Построена она типо в 1766 году. С виду же она еще молодее.
Вот, фактически и все. Архитектура не очень впечатляет, картина достаточно стандартная. А вот природа… Суздальский Кремль уникален своими видами на заливные луга. Тут не приходится гласить о потрясающем обзоре, который раскрывается, к примеру, с крепостного холмика в Нижнем Новгороде. По перепаду высот Суздалю далековато даже до собственного соседа Владимира, но… Эта размеренность, мягкость ландшафта идет никак не в минус Суздалю. А главное бесспорное достоинство — открывшиеся панорамы не испорчены плотной урбанизированной картинкой. Пейзажи тут прозрачны, заполнены рассеянным светом и воздухом. В сиреновой дали мерцают треугольники российских изб, да макушки умеренных часовен. Охото вооружиться кистью и замереть за этюдником. А можно и просто так, сесть на пенек и глядеть в нескончаемую ширь.