Медный наездник 
Монумент Петру Первому "Медный наездник" на карте СПб.
Монумент Петру I "Медный наездник" воздвигнут по приказу Екатерины II в 1782 году по модели архитектора Э. Фальконе. Архитектора рекомендовал Дени Дидро. Архитектор приехал в Санкт-Петербург в 1766 году в сопровождении собственной профессиональной ученицы Мари-Анн Колло. Конкретно она выполнила голову Петра для этого монумента, отразив все своеобразие и сложность нрава правителя. Фальконе повсевременно подчеркивал равноправное роль собственной ученицы в работе.
К огорчению, Фальконе не дождался окончания работ и открытия монумента и из-за придворных интриг был обязан покинуть город.
Предельная простота и строгость в купе с необычной выразительностью и динамичностью делают этот памятник таким запоминающимся.
Скульптура была отлита из бронзы (176 тонн бронзы и 4 тонны железа) и установлена на большущем гранитном монолите весом 1600 тонн, которому была придана форма волны, что символизировало рвения Петра I возвысить Россию как морскую державу, вывести ее из бездны невежества. Вздыбленный жеребец, которым, все же твердо управляет правитель, отражал нрав и непокорность народа. А змея под копытами олицетворяла противников петровских реформ (не считая того, это умело выполненная 3-я точка опоры монумента).
Это был 1-ый монумент, установленный на городской площади Санкт-Петербурга. Имелся очередной готовый монумент Петру I. выполненный Растрелли, который хранился сокрытый от глаз до 1800 года.
Вначале в 1762 году на Сенатской площади предложили возвести монумент Екатерине II. но императрица решила поставить памятник основоположнику городка — Петру I — к 100-летию его восшествия на престол.
Лаконичная надпись на монументе "Петру I Екатерина II ", согласно преданиям, была предложена самой императрицей. Таким макаром она, идеологическая и духовная последовательница Петра Величавого подчеркивала, что "2-ая" она не после безродной Екатерины Первой, а "2-ая" после величавого реформатора Петра I.
В денек открытия монумента (7 августа 1782 года) императрица Екатерина II была несусветно щедра и одних осыпала милостями и заслугами, другим простила их провинности. Одним из прощенных императрицей в тот денек был несостоятельный должник археограф И.И. Голиков. Согласно преданию, получив свободу он пришел к памятнику Петру Величавому, свалился перед ним на колени и в благодарность за свое помилование отдал клятву предназначить остаток собственной жизни исследованию и написанию истории "деяний Петра". Он прожил до 1801 года и успел написать и опубликовать 30 томов "Деяний Петра Величавого".
Адресок. Сенатская площадь (площадь Декабристов)
Сохранилось предание, как будто в 1812 году, когда Петербургу грозила опасность наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти скульптуру Петра I в Вологодскую губернию. В это время некоторый майор Батурин увидел сон, что стоит он на Сенатской площади у монумента Петру I и лицезреет, что наездник вдруг съезжает с пьедестала и направляется к дворцу Александра I. Озабоченный правитель выходит к нему, и Петр гласит ему последующее: "Юноша, до чего ты довел мою Россию! Но пока я на месте, городку моему нечего бояться!". Батурин типо достигнул приема у князя Голицына, которому пересказал собственный сон и просил передать его царю. Согласно легенде, Александр отменил свое решение об эвакуации и скульптура осталась на месте. И никогда сапог неприятельского бойца не коснулся петербургской земли.
Во время Величавой Российскей войны "Медный наездник" был обложен мешками с песком и обшит древесными листами.
В истории Императорской Рф только два монарха заслужили титулы "Величавых" — Петр 1-ый и Екатерина 2-ая. Конкретно они смогли вывести страну на новые высоты, расширить ее границы и поменять жизнь российского народа. И на этом монументе их имена стоят рядом: "Петру Первому Екатерина 2-ая. Лета 1782" — говорит надпись на российском и латинском языках. Сделал шедевр французский ваятель Этьен Фальконе, его ученица Мари-Анн Колло вдохновенно трудилась над ликом Петра. Германский конструктор Георг Фельтен профессионально избрал место для установки памятника. Российский крестьянин Семен Вишняков нашел в болотистой земле Лахтинских лесов неподъемную глыбу. Гигантскую змею вылепил Федор Гордеев. Работая вкупе, российские и зарубежные мастера построили чудо-памятник с легкой руки А.С. Пушкина получивший заглавие "Медный наездник" и ставший одним из высших достижений евро искусства 18 века.