Музей жд техники на Рижском вокзале Столичной стальной дороги
31 июля 2004 г. на станции Москва-Рижская открылся музей натурной жд техники – филиал музея истории Столичной стальной дороги. Музей истории жд техники сотворен с целью сохранения исторических памятников жд техники и популяризации самого нужного вида транспорта. Он стал первым схожим музеем в Центральном регионе Рф.
В церемонии открытия музея приняли роль начальник Столичной стальной дороги, вице-президенты ОАО «РЖД», ветераны жд транспорта, мелкие работники детской стальной дороги, представители Всероссийского общества любителей стальных дорог.
Мысль сотворения Музея жд техники в Москве, где будет представлена жд техника различных лет выпуска, зрела много лет. С предложениями по созданию экспозиции к управлению дороги обращались ветераны жд транспорта, активисты Всероссийского общества любителей стальных дорог, просили об этом и музейные работники, историки. Соответственное Указание, подписанное начальником Столичной стальной дороги Владимиром Старостенко, появилось в декабре 2002 года. Тогда же было принято решение о разработке музея.
Сотрудники музея и московские железнодорожники провели потрясающую работу по реконструкции станции и обустройству практически 1,5 га местности на месте, где когда-то были тупики для отстоя багажных вагонов (видео ). Был спроектирован и построен совсем новый объект — две покрытые плиткой платформы обшей длиной 1600 метров, 4 пути на железобетонных шпалах, на которых после комплектования экспозиции представлено огромное количество исторических образцов техники прошедшего века — локомотивов, вагонов, специальной жд техники. Они все — очевидцы и участники более чем столетний истории российскей жд отрасли. Сейчас резерв местности позволяет довести количество экспонатов до 60-ти машин.
В музее можно узреть древние паровозы, в том числе два экспоната, общепризнанных монументами науки и техники Русской федерации I категории. Самый почетный экспонат, «жемчужина» жд коллекции — паровоз серии О в. получивший посреди машинистов нежное прозвище «Овечка». Этому экспонату уже больше века. Рядом — другой паровоз уже русского производства ФД — «Феликс Дзержинский» — один из самых массивных русских локомотивов 30-х годов.
В составе экспозиции — трофейный германский паровоз ТЭ-5415, также два уникальных паровоза — грузовой паровоз П-0001 «Победа» и самый совершенный пассажирский паровоз П36-0001 — 1-ый экземпляр из последней, оканчивающей серии русских паровозов, водивших скоростные и более важные пассажирские поезда. В Музее также представлены разные типы российских тепловозов, в том числе ТЭ2-125 — «Король пустыни», также электровозы, посреди которых чехословацкий пассажирский ЧС-4 с корпусом из стеклопластика.
В экспозиции Музея вагоны постройки начала века: бронированный вагон-салон для служебных поездок высокопоставленных правительственных чиновников и вагон-«теплушка». в каком во времена Первой Мировой войны перевозили людей и лошадок.
В составе экспонатов путейской и специальной самоходной техники — снегоочистители, уборочные машины, автомотрисы и другие достойные внимания машины.
Сотрудники Музея повсевременно ведут поиск и отбор в экспозицию сохранившихся на дороге образцов жд техники, имеющих культурно-историческую ценность.