Справочник
Большой театр в Москве.
Здание Огромного театра строительство 1824 г. архитекторы Бове, Жилярди и др.
В составлении проекта строения театра и застройки площади учавствовали наилучшие московские архитекторы — Бове, Жилярди и др. также петербургские мастера, в том числе Андрей Михайлов и Мельников. Принятый в 1821 г. проект строительства Андрея Михайлова послужил основой предстоящей работы над проектом театра, которая была поручена Бове. Театр, выстроенный в 1824 г. в 1850-х годах сгорел и был перестроен архитектором Кавосом, существенно изменившим начальный вид строения.
Большой театр представлял собой малогабаритный прямоугольный в плане объем с выдвинутым вперед восьмиколонным портиком со стороны площади. На обратной стороне строения портику отвечал схожий же по ширине выступ, где была лоджия с парными колоннами. Высота колонн головного портика — 15 м; колонны в лоджии имели в высоту 9,6 м.
В более высочайшей, средней, части строения распологаются: входная часть театра с парадными лестницами, главное фойе, пятиярусный зрительный зал и сцена. Боковые, пониженные, части, разбитые на три этажа, заведены для иных помещений театра. В этих же частях распологаются и входы в верхние ярусы. Связь каждого из ярусов зрительного зала с основным фойе осуществляется огибающими ярусы широкими полукольцевыми коридорами, откуда две лестницы выводят в фойе.
Начальный вид Огромного театра существенно отличался от сегодняшнего. Портик театра был ионического ордера, стенки по краям портика — гладкие, только прорезанные выше цоколя горизонтальными швами рустовки. Средняя, завышенная, часть строения была перекрыта кровлей на четыре ската и иемла по всем фасадам прямой карниз. На главный фасад эта часть выходила глухой стенкой с глубочайшей полуциркульной аркой-нишей в центре. Широкая дуга арки, из глубины которой вроде бы выносилась вперед колесница Аполлона, намного усиливала образный смысл этой скульптурной группы, венчающей портик театра.
После пожара конструктор Кавос поменял четырехскатное покрытие двускатным, с фронтонами, повторив по главному фасаду форму фронтона портика и уничтожив при всем этом арочную нишу. Он поменял ионический ордер портика сложным и изменил все детали внешней отделки. Переделки Кавоса намного снизили художественные плюсы восхитительного произведения Бове — Михайлова, создавших в столичном Большенном театре один из наилучших образцов российской, традиционной архитектуры.
”Большой театр в Москве” в фото