Дисковые тормоза
В последние пару лет обширное распространение начали получать дисковые тормоза. Если посреди и в конце 90-х годов прошедшего века дисковые тормоза использовались лишь на очень дорогих моделях велосипедов, то на данный момент их все почаще можно повстречать и на великах среднего ценового спектра.
Механизм работы всех дисковых тормозов довольно прост – на втулке колеса устанавливается диск тормоза, а на вилке (раме) велика – калипер. Усилие с тормозной ручки передается в калипер, который придавливает к диску тормозные колодки. Диск обычно делается железным, а рабочая поверхность тормозных колодок сделана из композитного материала, владеющего высочайшим коэффициентом трения со сталью.
Дисковые тормоза делятся на две огромные группы: механические и гидравлические.
Механические тормоза работают приблизительно так же, как и обыденные V-BRAKE, другими словами усилие от тормозной ручки передается на колодки через металлической трос. Конструкция выходит довольно обычной и дешевенькой, но не лишенной недочетов. Основной недочет механических тормозов связан с тем, что трос имеет свойство растягиваться под нагрузкой, потому эффективность механических тормозов оказывается не намного выше, чем у ободных тормозов V-BRAKE.
Гидравлические тормоза употребляют жидкость для передачи усилия от ручки к тормозной колодке. Так как жидкость фактически несжимаема, эффективность гидравлических тормозов оказывается существенно выше, чем механических. Гидролиния, естественно, незначительно растягивается в процессе работы, но существенно меньше, чем тросик на механических тормозах.
Гидравлические тормоза бывают открытого и закрытого типа.
Тормоза открытого типа лишены этого недочета. Их конструкция предугадывает наличие расширительного бачка, заполненного тормозной жидкостью. Обычно расширительный бачок конструктивно объединен с основным цилиндром и находится в тормозной ручке. Такие тормоза никаких регулировок в процессе использования не требуют.
Есть несколько компаний, производящих дисковые тормоза. Номенклатура выпускаемых тормозов одних компаний (таких, как Shimano) ограничивается только велосипедными компонентами, тогда как другие конторы (такие, как Hayes) создают тормозные механизмы для самых разных машин – начиная с велосипедов и байков, и кончая тракторами и башенными кранами.
В отличие от большинства велосипедных компонент, разные модели дисковых тормозов тотчас имеют значимые отличия, даже если они выпущены одним производителем. А тормоза разных производителей могут отличаться друг от друга очень очень. Потому я, описывая дисковые тормоза, ограничусь описанием более общих моментов. Перед проведением всех работ с тормозами следует ознакомиться с заводской аннотацией.
Велотуристы, которые желают использовать в походах велик с дисковыми тормозами, нередко встречаются с 2-мя трудностями. Во-1-х, время от времени не выходит просту установить багажник на таковой велик. 2-ая трудность — больше психическая — связана с всераспространенным воззрением о трудности ремонта таких тормозов в полевых критериях.