Военная доктрина Израиля
Военная доктрина страны Израиль была разработана в 1949 году, после победы Израиля в Войне за независимость, особым комитетом под управлением Хаима Нежна. Ее тезисы не только лишь вполне отразили стратегию и стратегию действий боевых организаций «Хагана», «Иргун» и ЦАХАЛ во время Войны за независимость, да и обусловили деяния израильской армии в дальнейшем.
Главные положения военной доктрины Израиля таковы:
Население Израиля уступает по численности странам-соседям, и в обозримом будущем Израиль будет обязан всегда воевать против противника, превосходящего его в живой силе.
Спор Израиля с примыкающими государствами состоит не в урегулировании границ, а в том, что противник не воспринимает самого факта существования еврейского страны. Противники Израиля будут воевать на ликвидирование. Принимая во внимание географическое положение Израиля, также значимый перевес противника в военной технике и живой силе, Израиль может рассчитывать на победу исключительно в случае резвого выведения из строя военной инфраструктуры противника. Вполне убить неприятеля на поле боя фактически нереально.
Маленькая территория, очень изрезанные границы и близость инфраструктуры и больших городов к полосы фронтов лишает правительство Израиль всякой стратегической глубины. В самой узенькой зоне расстояние от Средиземного моря до границы (тогда иорданской) составляет всего только 14 км. Естественные барьеры для обороны (широкие реки и озера, возвышенности) в приграничных районах Израиля отсутствуют.
Израиль не имеет способности вести долгую войну. Война приводит к необходимости мобилизовать большой процент населения. В таких критериях экономика страны закончит работать уже через несколько недель после начала боевых действий.
Создатель военной доктрины Израиля генерал Хаим Ласков родился в 1919 году в Белоруссии, а в 1925 году совместно с родителями переехал в Палестину, где прошел путь от рядового члена военной организации «Хагана» до генерала ЦАХАЛ. Имея таковой большой военный опыт совместно с любовью к зарубежным языкам и чтению военных воспоминаний в оригинале, Ласков стал человеком, которому управление Израиля доверило написание гос военной доктрины.
Военная концепция, которую разработал Ласков, смотрится пессимистично только на 1-ый взор. По сути Израиль не один раз подтверждал ее реалистичность, одержав победы в ряде военных конфликтов, которые сейчас принято именовать «арабо-израильскими войнами». Броско, что Война Судного денька (1973 год) была единственным конфликтом после Войны за независимость, когда судьба Израиля висела на волоске. Она же была единственной войной, в какой Израиль ощущал международную поддержку США. Ранее Израиль был обязан опираться лишь на собственные силы и ситуативные союзы с СССР, Францией и иными большими игроками на интернациональной арене. Особенностью прохладной войны было то, что большая часть юных стран Азии и Африки воевали, делая упор на поддержку одной из величавых держав (СССР либо США). В 50– 60-х годах ХХ века Израиль не располагал таковой поддержкой. В настолько непростых критериях у израильского Генерального штаба не было времени на раздумья, воззвания в международные организации либо поиск стратегического напарника. Нужно было действовать стремительно и решительно. Как становилось понятно, что примыкающие страны ведут подготовку к войне, необходимо было наносить удары по их военной инфраструктуре, не задумываясь над тем, что на это произнесет ООН и усилится ли интернациональная изоляция Израиля. На кону стоял сам факт существования страны и цивилизации.
Шестидневная война 1967 года стала броским примером удачного внедрения стратегии моментальных войн. В конце мая-начале июня 1967 года армии 5 арабских стран (Ливана, Сирии, Иордании, Ирака и Египта) подошли к границам Израиля. Армии коалиции превосходили ЦАХАЛ вдвое по количеству личного состава, и поболее чем втрое – по количеству боевых единиц авиации и танков. В это время в строжайшей секретности Израиль готовил план нанесения превентивного удара. 5 июня израильские ВВС подвергли массированной бомбардировке военные аэропорты и базы египетской армии, в считанные часы лишив Египет военной авиации. Через некое время то же самое было проделано с военной авиацией Сирии и Иордании. Не считая того, от израильских бомбардировок существенно пострадали ВВС Ирака, сосредоточенные в районе городка Мосул. Последовавшая за этим война на суше продлилась всего 6 дней и закончилась тем, что к Израилю отошли Голанские высоты, Синайский полуостров, Западный сберегал реки Иордан и Сектор Газа. Таким макаром, Израиль прирастил свою местность приблизительно втрое, получил сходу два природных приграничных барьера – Голанские высоты и Суэцкий канал, также избавился от изрезанности восточной границы, установив контроль над Иорданской равниной.
Период 80– 90-х годов XX века стал временем, когда Израиль начал равномерно избавляться от аннексированных территорий. К тому времени возможность войны против коалиции 5 арабских стран (Ливан, Сирия, Иордания, Ирак, Египет) значительно снизилась, экономика Израиля с трудом «переваривала» Синайский полуостров, а мирные договоры с примыкающими странами подняли бы престиж Израиля на интернациональной арене. Потому после заключения мирного контракта с Египтом Израиль возвратил ему Синайский полуостров (который, вобщем, остался демилитаризованным), а мирный контракт с Иорданией задекларировал создание Палестинской автономии на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газа. В 2005 году израильские войска и штатское население вполне покинули Сектор Газа, проведя так называемое «однобокое размежевание».
В XXI веке обстановка на Ближнем Востоке кардинально поменялась. Поменялся и нрав боевых действий, ведущихся против Израиля, – в главном это ракетные обстрелы, проникновение на местность страны боевых групп террористов-смертников и кибератаки. О необходимости реформирования ЦАХАЛ и конфигурации военной доктрины 11 июля 2013 года заявил Министр обороны Израиля Моше Яалон:
«Нужно учесть тот факт, что нынешний театр военных действий совсем не похож на все, что мы знали ранее. Сейчас еще наименьший упор делается на внедрение томных вооружений, основное внимание обращено на технологии, на беспилотные летательные аппараты, которые дают нам существенное преимущество перед нашими противниками. Сейчас схватки армии с армией по типу тех, что были во время Войны Судного денька, намного наименее возможны».
«ЦАХАЛ переживает эру революционных конфигураций. Скоро у нас будет отменно другая армия», – пообещал Яалон.
Согласно программке реформирования армии планируется увольнение 5 тыщ военнослужащих, также списание устаревших кораблей, самолетов, танков и ЗРК. Повышенное внимание будет уделено закупке и разработкам нового современного орудия. На Голанских высотах будет сотворен отдельный военный округ. В текущее время Голанские высоты относятся к Северному военному округу, обхватывающему местность от Голанских высот до Нетании. Долгие и длительные годы этот регион подвергался опасности атаки со стороны шиитского союза Иран – Сирия – «Хезболла». С началом же штатской войны в Сирии появились новые опасности: а именно, возможность вторжения маргинальных и суннитских террористических группировок со стороны Сирии. Все это просит сотворения нового военного окрестность, управление которого сосредоточилось бы на обеспечении безопасности на Голанах, не отвлекаясь на оборонную деятельность в районах Акко, Хайфы, Нагарии и других городов северо-запада Израиля. Не считая того: возрастет финансирование разведки и киберчастей; станут на вооружение новые беспилотные летательные аппараты и батареи системы ПРО; усилится контроль за контрабандой орудия. К тому же, новенькая доктрина предугадывает ведение «битв меж войнами». На самом деле, этот прием интенсивно употребляется Израилем в последние годы и предполагает нанесение точечных авиационных ударов по инфраструктуре противника (оружейным складам, пусковым ракетным установкам, подземным тоннелям и т. п.) при мало вероятных жертвах посреди мирного населения. Сейчас новенькая военная доктрина Израиля находится в стадии разработки, и ее оформление в виде официального документа, возможно, произойдет уже после окончания реформ в армии.