Слово томагавк происходит от искаженного английским произношением индейского тамахакан, «то, чем режут». Это заглавие и его варианты использовались для обозначения каменного топора племенами краснокожих, проживавшими в той местности, где британцы основали свое поселение сначала XVII века.
1-ое документальное упоминание термина «томахэк» встречается в коротком индейском словаре, сделанном капитаном Джоном Смитом (John Smith) в 1607—1609 годах. Схожее слово — «тамохэк» зафиксировал в 1616 году в собственном словаре секретарь колонии в Джеймстауне Уильям Страчи (William Strachey). В обоих случаях под этим словом понимался камень вытянутой формы, заточенный с обоих концов и насаженный на древесную рукоять. Согласно показаниям тех пор, данный предмет употреблялся индейцами и как инструмент и как орудие.Краснокожие по достоинству оценили достоинства стальных топоров, и те в скором времени стали одним из более фаворитных продуктов в торговом обмене с европейцами, унаследовав заглавие от каменного предшественника. Для экономии места топоры перевозили и продавали без топорищ. Краснокожий, купивший топор, делал рукоять без помощи других, используя для этого обычно прямой участок ствола маленького деревца.Томагавк в более всераспространенной форме представлял собой топор весом около 500— 600 граммов с прямым топорищем длинноватой от 300 до 550мм. Длина режущей кромки находилась в границах от 80 до 100мм.Об объемах продаж томагавков можно судить на примере результатов подводных археологических изысканий, проведенных в 1961 году около порогов на реке Френч-Ривер (French river). Так в одном только затонувшем каноэ было найдено 105 топоров.Цена топоров, равно как и хоть какого другого продукта, из-за риска, связанного с транспортировкой, росла по мере удаления от побережья. Так, к примеру, посреди XVIII века в Монреале за одну бобровую шкурку, бывшую во времена пушной торговли основной платежной единицей, охотник мог получить два топора, а к западу от озера Верхнее за один топор давали уже три бобровых шкурки. Для сопоставления: ружье стоило шестнадцать-двадцать шкурок, а за одну шкурку можно было приобрести фунт (453 г) дроби либо три кремня.
Согласно обобщенному анализу результатов археологических раскопок, произведенному доктором Уэйном Ван Хорном (Wayne Van Home), в большинстве случаев повреждения, нанесенные томагавком, находятся на черепе, ключице, костях предплечья (в большинстве случае левого) и ребрах. Нрав повреждений указывает, что более всераспространенной атакой томагавком был дугообразный рубящий удар сверху вниз, нацеленный в голову. Если удар был не точен — мачалась ключица, если же защищавшийся поднимал руку, чтоб заблокировать удар, то повреждения получало предплечье. 2-ой по частоте внедрения, судя по повреждениям ребер, была атака горизонтальным рубящим ударом в корпус. Непременно, схожий анализ не претендует на полноту, так как повреждения мягеньких тканей нереально установить ос-мотром скелетов.Заблуждением было бы считать, что томагавками воспользовались только краснокожие. Универсальность данного инструмента сделала его очень пользующимся популярностью и у поселенцев и даже у военных. В критериях отсутствия малогабаритного многозарядного огнестрельного орудия томагавк являлся, пожалуй, более действенным из всех средств ведения близкого боя, доступных в то время жителям Северной Америки. Если же гласить о мирном использовании томагавка, то им можно было не только лишь рубить. Взяв его за топорище у самого клинка, можно было в ряде всевозможных случаев использовать топор как ножик. Обух же полностью мог поменять молоток.Томагавки входили в штатное снаряжение бойцов отряда «Рейнджеры Роджерса» (Roger’s Rangers), организованного в 1756 году майором Робертом Роджерсом (Robert Rogers) для ведения боевых действий на стороне британцев в процессе войн с французами и индейцами. В 1759 году генерал английской армии Джемс Вольф (James Wolfe) утвердил томагавк в качестве неотклонимого элемента экипировки бойцов легкой пехоты.Томагавки были в ходу и во время войны за независимость. После ее окончания ими вооружались пограничные отряды.Томагавки оставались в строю прямо до середины XIX века. Так 36 из 65 членов экспедиции Льюиса и Кларка, организованной в 1804—1806, имели при для себя томагавки. Не считая того, в обозе экспедиции было 50 томагавков-трубок, созданных для дарения индейцам. В период бурной торговли с Мексикой в 1840-х годах каждому члену южноамериканского торгового каравана, следовавшего по маршруту Миссури-Санта Фе, предписывалось иметь при для себя томагавк.