К 1514 — 1515 гг. относится создание шедевра величавого мастера — «Джоконды».
До ближайшего времени задумывались, что этот портрет был написан еще ранее, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, супруги его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится сейчас у французского короля в Фонтенебло. Меж иным, Леонардо прибег к последующему приему: потому что мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые игрались на лире либо пели, и здесь повсевременно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно докладывает живопись выполняемым портретам».
Весь этот рассказ неверен от начала до конца. По словам Вентури, «монна Лиза, позже Джоконда, была созданием фантазии новеллиста, аретинского биографа, Джордже Вазари». Вентури в 1925 г. представил, что «Джоконда» — портрет герцогини Костанцы д’Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в малеханькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской дал портрет назад Леонардо.
Вроде бы то ни было, вазариевская версия вызывает колебание уже поэтому, что никак не разъясняет, почему портрет супруги Франческо дель Джокондо остался на руках у Леонардо и был увезен им во Францию.
Зубов В.П. Леонардо да Винчи. Издательство Академии СССР, М.-Л. 1962