Монумент Тысячелетия Рф
Осмотр кремля мы закончим у монумента Тысячелетия Рф, размещенного в самом центре кремля. Он поставлен в 1862 году в связи с тысячелетием основания Российского страны.
Для сооружения монумента был объявлен конкурс и сбор добровольческих пожертвований. 1-ая премия конкурса досталась двадцатипятилетнему архитектору М.О. Микешину, в дальнейшем известному монументалисту, создателю нескольких памятников в российских городках.
Сбор пожертвований проходил медлительно. Заместо требовавшихся 600 тыщ рублей собрали всего 150 тыщ. Люд не желал участвовать в прославлении самодержавия. Недостающие для сооружения монумента средства пришлось взять из королевской казны.
Вокруг проекта монумента завязалась острая борьба. В нее врубились многие историки и писатели. Правитель не разрешал установку на монументе фигур неких выдающихся деятелей, таких, как писатели Гоголь, Шевченко, актер Дмитриевский, флотоводец Ушаков, российские зодчие Воронихин, Захаров, Баженов, Казаков. По настоянию царя и церковников посреди фигур монумента должны были преобладать царствуй, митрополиты и монахи.
Событию открытия монумента стремились придать видимость государственного торжества. В Новгород прибыло много знати, несколько тыщ боец для роли в параде. 8 сентября 1862 года монумент был открыт в присутствии Александра II и членов королевской фамилии.
Монумент «Тысячелетие России» припоминает по форме известную шапку Владимира Мономаха.
Некие исследователи лицезреют в силуэте монумента колокол, который по плану создателя был призван "благовестить потомкам о геройском прошедшем Рф"
Высота монумента — 15,7 м. Поперечник гранитного пьедестала — 9м.
Длина горельефного фриза — 27 м. Всего на монументе изображено 129 фигур.
Бронзовые части монумента отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса. Гранит для основания привезен с Сердобольских каменоломен на Ладоге.
На потрясающем постаменте лежит большой шар — королевская держава, знак власти Рюриковичей и Романовых. Держава покрыта причудливым рельефным орнаментом из крестов, символизирующих единение церкви и самодержавия, и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: "Свершившемуся тысячелетию Русского страны в. лета 1862". На державе стоит ангел с крестом, а у его ног изображена коленопреклоненная дама — олицетворение Рф.
Вокруг державы расположено 17 фигур, объединенных в 6 скульптурных групп, олицетворяющих 6 основных исторических эпох Рф (по периодизации дворянско-буржуазной исторической науки).
Группа «Основание Российского государства» — Рюрик с языческим богом Перуном. Согласно легенде, появившейся в XI веке, в 862 году в Новгород для княжения был приглашен глава варяжских дружин Рюрик. Российские князья и царствуй считали его основоположником страны.
Справа от Рюрика размещена группа киевского князя Владимира, изображающая крещение Руси, что беспристрастно содействовало приобщению славян к высочайшей греческой культуре, было шагом вперед по сопоставлению с языческими верованиями. Владимир стоит в центре композиции с поднятым ввысь восьмиконечным крестом; перед ним славянин, низвергающий скульптуру языческого кумира. сзади дама, протягивающая князю малыша. (Группа «Введение христианства»).
3-я группа олицетворяет начало освобождения Руси от монгольского ига — князь Дмитрий Донской попирает ногой побежденного татарина. Кажется, что он только-только сразил его шестопером, который прочно держит в правой руке. Монгольский вояка живой, он подымается, хоть в движениях его нет ни силы, ни страсти. Но Дмитрий уже не направляет внимания на побежденного неприятеля — он глядит за пыльный горизонт, куда бежит разбитая армия Мамая. Схватки еще предстоят, и князь готов к ним. Группа эта являет собой очень выразительный знак победоносного выступления Руси против ненавистного чужестранного ига.
Начало династии Романовых — тема пятой скульптурной группы. Слева от царя Миши — Козьма Минин, справа — князь Пожарский. Конкретно их усилиями родилось общенародное ополчение, освободившее Москву от польских интервентов, а потом в столице был в 1613 году избран на королевство юный Миша Романов. Князь Пожарский обороняет родоначальника династии Миши Романова клинком, а Козьма Минин преподносит ему шапку Мономаха и скипетр.
Многолетняя история самого народа не получила отражения в этих скульптурных группах. На горельефе, опоясывающем монумент, изображены 129 лиц. Они объединены в четыре группы. В первой изображены «Просветители народа», посреди которых находим приемущественно духовных лиц. 2-ая группа «Государственные люди» состоит из князей и царей.
В третьей группе, изображающей «Военных людей и героев», лицезреем князя Святослава, Довмонта Псковского, Александра Невского, Ермака, Козьму Минина и князя Пожарского, Ивана Сусанина, Богдана Хмельницкого, Кутузова, Платова, Нахимова и многих других.
В группе «Писатели и художники» представлены Ломоносов, Фонвизин, Державин, конструктор Кокоринов, актер Федор Волков, Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь (изображение которого было помещено только под давлением общественности), Глинка, Брюллов.
Во время Величавой Российскей войны монумент был разобран фашистами. Немцы успели только запаковать маленькие фигуры, но не смогли вывезти их из городка. После войны монумент вернули и он был открыт вновь 2 ноября 1944 года.
фото Н.Барышниковой
Веб-сайт сотворен в системе uCoz