Сборник документов
Составители: Ш.П. Санакоев, Б.Л. Цыбулевский.
2-е издание
М. Издательство «Международные отношения», 1970. – 416 с.
Красноватым шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответственной страничке печатного оригинала обозначенного издания
4–11 февраля 1945 г.
Восьмое заседание в Ливадийском дворце
11 февраля 1945 г .
Рузвельт открывает совещание и предлагает начать с обсуждения проекта коммюнике.
Сталин предлагает взять за базу обсуждения южноамериканский проект коммюнике.
Черчилль с этим соглашается.
(Конференция воспринимает за базу южноамериканский проект и перебегает к дискуссии раздела I коммюнике – “Разгром Германии”).
Черчилль предлагает исключить во 2-ой фразе слово “вместе”.
(Предложение Черчилля принимается).
Сталин замечает, что 1-ый раздел коммюнике отлично составлен, и предлагает перейти к дискуссии второго раздела.
(Предложение Сталина принимается).
Иден предлагает добавить относительно французской зоны последующие слова: “Размер французской зоны будет определен 4-мя заинтересованными правительствами через их представителей в ЕКК”.
(Дополнение Идена принимается. Конференция перебегает к дискуссии раздела III о репарациях с Германии).
Черчилль просит показать ему проект особенного протокола о репарациях с Германии, предложенный сейчас днем русской делегацией.
После ознакомления с текстом протокола Черчилль замечает, что по-английски звучит еще лучше и внушительнее выражение “репарация” (возмещение), а не “репарации”. [c.181]
Черчилль согласен бросить в разделе III коммюнике указание в общей форме о возмещении Германией убытков, причиненных ею союзным странам.
Рузвельт согласен с текстом раздела III и замечаниями Черчилля по поводу этого раздела.
Иден не возражает против текста русского протокола о репарациях, но предлагает отложить окончательное обсуждение его до просмотра всего текста коммюнике.
(Конференция перебегает к дискуссии раздела IV – о конференции Объединенных Наций.
Русская делегация предлагает после первых 2-ух абзацев добавить новый абзац последующего содержания: “Было также решено советовать конференции пригласить в качестве начальных членов интернациональной организации безопасности Украину и Белоруссию”).
Рузвельт заявляет, что оглашение этого решения в текущее время сделало бы для него политические затруднения снутри США, и предлагает удовлетвориться достигнутым на конференции соглашением о том, что америкосы поддержат предложение о приглашении 2-ух русских республик в качестве начальных членов организации.
Черчилль также считает, что в случае опубликования решения о русских республиках могут появиться огромные трудности и споры. Английские доминионы могут заявить протест против того, чтоб одно правительство имело больше 1-го голоса. Черчиллю нужно снестись с доминионами и приготовить их по вопросу об участии Украины и Белоруссии в качестве начальных членов в интернациональной организации безопасности. Потому он предлагает соглашение об Украине и Белоруссии записать в решениях конференции.
Сталин гласит, что в таком случае русская делегация может снять свое предложение, и предлагает пойти далее.
Рузвельт заявляет, что согласие Сталина снять русское дополнение помогает ему, Рузвельту, избежать войны с ирландцами в США.
(Конференция перебегает к дискуссии раздела V – о декларации об освобожденной Европе).
Черчилль заявляет, что он не имеет каких-то замечаний и поправок.
Рузвельт и Сталин утверждают, что они также не имеют поправок. [c.182]
(Текст раздела V принимается. Конференция перебегает к дискуссии раздела VI – о Польше. Декларация о Польше принимается без конфигураций).
Черчилль в связи с данным разделом замечает, что он предугадает огромную критику британского правительства, в особенности со стороны английских поляков, и обвинение его в том, что оно сдало свои позиции СССР.
Рузвельт заявляет, что у него в Соединенных Штатах в 10 раз больше поляков, чем у Черчилля в Великобритании, но он все же будет всемерно защищать декларацию о Польше.
(Конференция перебегает к дискуссии раздела VII – о Югославии. Текст раздела VII принимается. Конференция перебегает к дискуссии раздела VIII – о совещаниях министров зарубежных дел).
Сталин предлагает принять британский текст.
(Все соглашаются. Конференция перебегает к дискуссии того раздела британского проекта, который гласит о военнопленных).
Сталин предлагает не включать в коммюнике раздел о военнопленных, а принять его текст как особенное решение.
Черчилль спрашивает: можем ли мы опубликовать соглашение о военнопленных, которое должно быть подписано сейчас после дневного совещания?
Сталин отвечает, что соглашение может быть размещено.
(Конференция перебегает к дискуссии раздела IX – о единстве в организации мира, как и в ведении войны. Текст англо-американского проекта этого раздела принимается всеми без каких-то возражений и замечаний. Конференция перебегает к дискуссии последнего раздела южноамериканского проекта коммюнике – “Итоги”).
Сталин заносит предложение: не лучше ли исключить “Итоги”, потому что они слабее содержания самого коммюнике?
Рузвельт и Черчилль с этим соглашаются.
(Обсуждение коммюнике завершается).
Рузвельт гласит, что коммюнике следует подписать главам правительств, и он, Рузвельт, предлагает поставить первой подпись Сталина.
Сталин возражает, указав, что в Соединенных Штатах имеется зубастая пресса, которая может изобразить дело так, что Сталин повел за собою Президента и Премьер-Министра. Потому он предлагает подписать [c.183] коммюнике в алфавитном порядке, т.е. 1-ая подпись будет Рузвельта, 2-ая – Сталина, 3-я – Черчилля.
Черчилль заявляет, что если управляться английским алфавитом, то его подпись будет первой.
Сталин отвечает, что он готов принять предложение Черчилля.
(Главы правительств договорились подписать коммюнике после завтрака, когда министрами зарубежных дел будут внесены исправления в согласовании с плодами обсуждения текста коммюнике на нынешнем заседании).
Ворачиваясь к вопросу о протоколе о репарациях с Германии, Рузвельт гласит, что проект протокола, предложенный русской делегацией, для него применим.
Черчилль заявляет, что он вожделеет снова прочитать текст проекта протокола, который, как ему кажется, востребует неких стилистических поправок, но без конфигурации содержания протокола. Прочитав, Черчилль заявляет, что, кроме неких стилистических конфигураций, он согласен с проектом протокола.
Черчилль предлагает обсудить вопрос о времени опубликования коммюнике.
Эрли предлагает опубликовать коммюнике 13 февраля в 8 часов утра по вашингтонскому времени.
(В итоге обсуждения этого вопроса главы правительств согласились передать текст коммюнике по радио в пн 12 февраля в 23 часа 30 минут по столичному времени в Москве, в Лондоне и в Вашингтоне сразу). [c.184]